Возвращение к теме

Если грант оказался вдруг....

Мне было скучно читать письмо Анатолия Лебедева, опубликованное в "ЗМ" №4, 1995 под заголовком "Под "зеленым" ковром". Но я реагирую на очередную жалобу неудачливого грантоискателя, потому что за ней сркыта проблема, характерная для нынышнего состояния экологического движения в бывшем СССР. Надеюсь, попытка анализа этой проблемы покажется читателям "Зеленого мира" интереснее, чем нудная сверка протоколов собрраний МЭЦ и публичное расследование тяжбы о том, какая персона на Дальнем Востоке больше заслуживает "гарантий оплаты деятельности".

Конкурсы проектов на получение грантов - нечто новое для советских людей, привыкших за годы социализма к уравнительно-распределительной системе. И если кому-то не досталось дефицитного гранта, наготове объяснение "Опять только блатным дают!". И включатся отработанный метод восстановления справедливости - жалобы в профком, партком, в газету, а на всякий случай - заявление о вступлении в ненавистные ряды избранных, особенно если есть подозрение, что "пиво - только членов профсоюза". И неважно, что кто-то назовет тебя мелким склочником, кто-то перестанет уважать: ради получения дефицита и не такое можно стерпеть.

К счастью, программа ISAR-USAID "Семена демократии" не предусматривает рассмотрение аппеляций к средствам массовой информации. Рассмотрению подлежат только заявки, которые имеет право подать любая экологическая группа без разделения на "своих" и "чужих". И все, что требуется для получения гранта, - это четко и убедительно объяснить суть проекта, доказать необходимость и возможность его выполнения. Конечно, это труднее, чем сочинить сумбурное письмо в газету, но другого способа получить грант в любом западном фонде нет и, надеюсь, не будет.

Не утверждаю, что Российский совет ISAR работает без ошибок. Наверное, бывает, что гранты достаются недостойным людям, а перспективные группы получают отказ из-за того, что не смогли толково изложить свой проект. Но нет никаких оснований подозревать этот Совет и администрацию ISAR в каком-то предубежденном отношении к тем или иным группам. Наоборот, симпатии развиваются по мере того, как организация добивается успеха в конкретной работе. И довольно несерьезно выглядит унылый сарказм рассуждений А.Лебедева об имперском характере деятельности СоЭС - это прямо по Конфуцию: "Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет..."

Претензии на лидирующую и координирующую роль возникали у некоторых общественных деятелей и на начальном этапе формирования Социально-экологического союза. И даже раньше, когда мы и понятия не имели о грантах и меньше всего думали о деньгах. Но уже тогда в инициативной группе, из которой вырос СоЭС, появилась традиция не позволять НИКОМУ узурпировать функции координаторов или зажимать информацию. И я видел, как С.Забелин, обычно терпеливый и дружелюбный, резко охладевал к человеку, который заявлял примерно следующее: "ЭТИМ информацию не присылай, присылай только мне, а я сам буду распределять кому надо". Теперь запросы выросли - просят компьютеры и деньги....

Есть мудрое дальневосточное высказывание: "Если хочешь изменить мир к лучшему, начни с себя - так будет гуманнее". Хотелось бы надеяться, что активисты экологических групп будут достаточно мудры, чтобы не перессориться и-за денег, компьютеров и должностей.

А.Затока, сопредседатель Дашховузского Экологического
клуба (Туркменистан), член Совета СоЭС
"Зеленый мир", №6, 1995г.

 
© , , Дашогуз-Ашхабад, Туркменистан, 2003 :: http://dec.ngo-tm.org