Письма из Сарыкамыша

2. Жизнь перед смертью

Ученые, занимающиеся изучением Сарыкамыша и его проблем, написали немало статей, монографий, научных докладов. В этих публикациях работах приводится масса любопытных фактов, наблюдений, гипотез и рекомендации, Изучение всех материалов позволяет получить общирную информацию о Сарыкамыше, его истории, нынешнем состоянии и, конечно же, о будущем этого озера.

История Сарыкамыша интересна и позновательна, его нынешнее состояние можно охарактеризовать как трагическое, а его будущее, как это ни горько сознавать, бесперспективное. Более того, если мы, ныне живущие, не предпримем экологически необходимые, научно проверенные, разумные и, главное, не усугубляющие нынешнее состояние озера меры, то недалек тот день, когда Сарыкамыш превратится в мертвое море, в экологический отстойник.

Впрочем, уже сейчас многие специалисты склонны считать Сарыкамыш опасным и грязным отстойником, в котором скопилось миллионы тонн соли, огромное количество остатков ядохимикатов, миниральных удобрений, широко прмерняемых и поныне в сельскохозяйственном производстве в низовьях Амударьи. А ведь когда-то, еще в IY-III тысячелетиях до нашей эры, на Сарыкамыше была пресная вода, на берегах водоема жили люди, было развито земледелие. Экологическая чистота воды в Сарыкамыше обеспечивалась главным образом за счет
прорыва вод Амударьи. Ученые отмечают, что впадина по меньшей мере трижды подвергалась затоплению. В те периоды озеро поднималось выше нынешней отметки на 50 и более метров и было длительное время проточным. Когда озеро опустилось до нынешнего уровня, вода в нем стала настолько соленой, что вести земледелие на его берегах стало немыслимо. Это во многом было связано с двумя факторами: прекращением или сокращением притока амударьинских вод и выходом наверх соленых ключей, дебит которых по некоторым оценкам доходил до одного кубометра в секунду. Так или иначе, но до 1963 года Сарыкамыш жил по естественным законам природы. В начале 60-годов в результате освоения и орошения новых земель в Хорезмской области Узбекистана,

Дашховузского велаята Туркменистана и Каракалпакстане в Сарыкамышскую впадину по двум магистральным межреспубликанским коллекторам Озерный и Дарьялык стало поступать много дренажной воды. Котловина стала интенсивно наполняться, а площадь озера быстро возрастать. Если до 1960 года площадь Сарыкамыша составляла 1500 гектаров, то сейчас она, по имеющимся данным, составляет более 3000 квадратных километров.
Сарыкамыш расположен в 200 километрах к юго-западу от Аральского моря. Административной границей между Туркменистаном и Каракалпакстаном озеро делится на две неравные части. Туркменская сторона составляет 80 процентов его площади. В настоящее время по длине Сарыкамыш растянулся примерно на 100 километров, а ширине разлился почти на 50 километров. Ученый - орнитолог Владимир Шубенкин и другие специалисты-экологи предполагают, что максимальная глубина озера доходит до 40 метров.

Говоря о воде Сарыкамыша, нельзя не остановиться о ее засоленности и загрязненности. Именно эти факторы сделали воду непригодной, сводящей к отсутствию перспективы и скорой гибели озера в рыбопромысловом значении. Гибель же Сарыкамыша, историческую роль которого в сохранении и становлении всей природно-экологической среды приаральского региона трудно переоценить, по мнению экологов Дашогузского велаята, может бумерангом ударить гораздо чувствительней, чем гибель Арала. К сожалению, такой прогноз вполне обоснован, ибо Сарыкамыш, превратившись в экологический отстойник, накопил в себе столько соли и вредных для живых существ ядохимикатов, что теперь не только стал жертвой этих ядохимикатов, но и создает определенную угрозу для нас.

В настоящее время засоленность воды у устья впадения Дарьялыка практически не увеличивается и остается на определенном уровне. Этим и обьясняется то, что именно в устьевой зоне в основном и осуществляется добыча рыбы. На северной, на каракалпакской стороне озера, и особенно на южной оконечности озера уровень засоленности сарыкамышской воды уже сейчас достигает критических отметок - 16 граммов соли на куб.метр воды. Эти участки озера по мнению ихтиолога Дашогузской инспекции рыбохраны Андрея Романова, остаются полузакрытыми, мелководными и непроветриваемыми, что несомненно влияет на засоленность воды. На этих участках лов рыбы практически не ведется. Во-первых промысел рыбы в этих местах озера сопряжен с экономическими издержками. Во-вторых, из-за высокой концентрации соли рыба здесь не водится или ее очень мало. По этим причинам начисто прекратили рыбодобычу рыбаки Муйнакского производственного обьединения рыбной промышленности Узбекистана и их коллеги из рыбпромхоза Дашховузского велаятпотребсоюза.
Лишь рыбаки промысла предприятия "Дашховузбалык" ведут лов рыбы на Сарыкамыше теперь. Причем с каждым годом обьемы уловов снижаются, исчезают ценные и крупные виды рыбы,, но об этом в следующей публикации. А сейчас остановимся на причинах засоленности и загрязненности озера.

Если соленость озерной воды обьясняется попаданием в Сарыкамыш высокоминерализованной воды по коллектору Дерьялык и протекающими в самом озере естественными процессами выщелачивания и испарения, то высокий уровень загрязнености озера остатками хлорорганическими пестицидами и других химических веществ - результат безграмотного, а порой никем не контролируемого применения в сельском хозяйстве разного рода химикатов и ядов. Специалистов, занимающихся проблемами загрязненности озера, вовсе не случайно волнует эта проблема.

Хлоорганические пестициды, вымываемые с полей вместе с дренажной водой, рано или поздно оказываются на Сарыкамыше. Многие ядохимикаты, в том числе особо опасный ДДТ, сохраняются в воде и почве десятилетиями. Более того, в водной среде они имеют способность накапливаться. К чему это приводит? Попробую ответить на конкретном примере.

Сотрудники научного отдела Капланкырского государственного заповедника (сейчас этот отдел распался, молодые ученые из-за многих причин ушли из заповедника) выявили такую закономерность. Если, скажем содержание пестицидов в воде будет очень даже незначительным, то в планктоне, то есть во всех животных и растительных организмах, обитающих в водных глубинах, оно будет уже в 10 раз выше. В рыбе, которая питается этим планктоном, наличие пестицидов будет еще в 10 раз выше. Больше, чем в самой воде, окажется пестицидов и в рыбоядных птицах. Вот такая страшная прогрессия. Загрязнение озерной воды токсикантами, естественно, угнетает рыбу, ослабляет ее, если хотите - делает ее непригодной к употреблению в пищу.

Несколько лет назад специалисты, исследовавшие сарыкамышскую рыбу, поставили вопрос о ее пригодности для употребления в пищу. Однако никто этим вопросом всерьез не занялся, никто не взял на себя смелость заявить об исключении сарыкамышской рыбы из питания людей хотя бы до тех пор, пока не будет решена проблема очистки озерной воды от токсического загрязнения сельскохозяйственными ядохимикатами. Рыбу из Сарыкамыша как могли, так и черпали. Ее коптили, продавали в живом и вяленом виде...

Как бороться с ядохимикатами? На этот вопрос ответить просто: отказаться от их применения в сельском хозяйстве, а при необходимости решать проблемы сельхозпроизводства за счет органических удобрений, биологических методов защиты растений. Ответ, как видите, прост. Но выполнимо ли то, что предлагает эколог? Да, выполнимо, правда, от многого что делалось и сейчас делается на хлопковых полях и рисовых чеках, придется теперь отказаться. Вместо этого надо внедрить и применять что-то новое, безвредное для экологии.
Это трудная задача. Ведь наши поля за многие годы пичкания земли азотом, фосфором, калием, разного рода дефолиантами и химическими препаратами чем-то стали походить на наркомана, которому требуются новые дозы отравы. Без них, удобрений и химикатов, говорят иные "земледельцы", земля не уродится хорошим урожаем.

Как бы там не было трудно, но надо предотвратить попадание их остатков в Сарыкамыш. Если уж отказаться от их применения сейчас никак не возможно, то надо подумать о создании небольших очистных сооружений на главных зейкешах, впадающих в коллекторы Озерный и Дерьялык, надо пойти на какие-то затраты.В это несомненно нужное дело, наверное следует подключить и наших соседей, с полей которых в коллекторы попадает немало химических веществ.

Только в таком случае у Сарыкамыша появится один шанс избавиться от одной своей болезни. Только тогда грядущим поколениям мы оставим пусть соленое, но озеро, а не грязную помойку.

А.Мятиев, спец.корр.,
"Дашховузская правда", февраль 1994г.

 
© , , Дашогуз-Ашхабад, Туркменистан, 2003 :: http://dec.ngo-tm.org