БУДЕМ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ

В Ашхабаде завершился двухдневный семинар "Оценка влияния на окружающую среду при строительстве нефтегазовых трубопроводов в Туркменистане". На нем были рассмотрены вопросы, связанные с различными методами и деятельностью ОВОС (оценки влияния на окружающую среду) при строительстве нефтегазопроводов, а также заслушаны мнения специалистов по моделированию процесса разработки ОВОС.

Наш корреспондент обратился к организаторам и участникам семинара с просьбой прокомментировать свое участие в нем.

Кевин Мерфи - технический директор компании ERM, директор семинара по проекту TACIS (Великобритания):

- Наше управление по рациональному использованию природных ресурсов (ERM) сотрудничает с Европейским союзом восемь лет, с начала деятельности программы TACIS. В штате управления трудится 2,5 тысячи человек, и представительства имеются почти в ста странах мира. Специалисты управления выполняют не только частные заказы, но и крупные заказы для правительственных структур, крупных международных организаций, в частности, для Мирового банка, также мы провели несколько исследований для нефтегазовых компаний, работающих в Туркменистане: "Шелл", "Монумент", "Петронас Чаригали", СП "Челекен". Нас приглашали с целью рассмотреть целесообразность и эффективность работы этих компаний в нефтегазовом секторе экономики.

Наша компания намерена и в будущем вести совместную работу с иностранными компаниями, работающими в Туркменистане, в том числе и с проектом TACIS по окружающей среде в Туркменистане (руководитель проекта госпожа Кирстен Мак Алун), сейчас решается вопрос об открытии офиса здесь. А о семинаре скажу, что он является частью общего проекта TACIS. На первом этапе он был построен в виде лекций, а затем состоялись различные обсуждения, непосредственная работа с аудиторией. Я постарался организовать работу семинара таким образом, чтобы люди, работающие сегодня в нефтегазовой промышленности Туркменистана, узнали, как решаются аналогичные с вашими проблемы в других странах. И сам я тоже постарался узнать побольше о Туркменистане, что позволит мне продолжить здесь свою деятельность.

Кирстен Мак Алун - руководитель проекта TACIS в Туркменистане. "Выработка единой экологической политики в станах СНГ и Монголии":

- Управление по использованию природных ресурсов (ERM) хорошо ознакомлено с условиями и требованиями работы во всех странах Каспийского региона. Кроме того, оно установило хорошие контакты на высшем уровне со структурами Министерства природопользоввания и охраны окружающей среды в странах Каспийского региона.

ERM осуществило ряд проектов в Каспийском регионе для крупных нефтяных компаний. Поэтому мы посчитали, что техническому директору ERM господину Кевину Мерфи удастся донести до аудитории наш обширный опыт в этой области. Была предоставлена возможность и местным специалистам высказать свои мнения и задать вопросы.

Среди участников семинара были представители Координационного бюро TACIS, ЮСАИД (Хаглер Баи), Всемирного банка, Посольства Великобритании в Туркменистане, Компетентного органа по использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана, Министерства нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов, Института нефти и газа, ГК "Туркменнефть", "Туркменгаз", "Туркменнефтегаз", "Туркменнефтегазстрой", Национльного института сейсмологии, "БалканНИПИнефти", Комитета по санитарно-очистному водоснабжению населения при Кабинете Министров Туркменистана, Главной государственной инспекции по стандартизации, метрологии, охране недр и безопасному ведению работ в народном хозяйстве, Национального комитета по гидрометеорологии при Кабинете Министров Туркменистана, Министерства Юстиции Туркменистана. Также были приглашены представители крупнейших иностранных компаний, работающих в Туркменистане, в частности, СП "Челекен" (Нидерланды - Туркменистан), "Монумент" (Великобритания), "Петронас" (Малайзия), "Шелл" (Нидерланды - Великобритания), "Тотал" (Франция), Mobil (США), Мицуи (Япония) и другие.

Семинар имел обучающий характер, с целью показать специалистам, как вести работу по прокладке трубопроводов с минимальным риском безопасности для окружающей среды, используя прогрессивные технологии. Поскольку Туркменистан встал на интенсивный путь развития, то появилась необходимость приблизиться к мировым стандартам.

На прошедшей недавно в Ашхабаде Национальной конференции уже поднимались вопросы по разработке нефтегазовых месторождений. Кроме того, в будущем мы намерены организовать еще один семинар, так как со стороны участников был проявлен большой интерес.

Атамурадов Х.И. - заместитель министра природопользования и охраны окружающей среды Туркменистана:

- Наше министерство совместно с проектом TACIS организовало этот семинар. Прежде мы уже проводили подобные семинары: три - с Американским Агенством развития и один - с Гарвардским университетом.

Иностранных специалистов мы приглашаем для того, чтобы слушатели могли перенять полезный опыт, сопоставить наше законодательство в сфере экологии с законодательствами других стран и придти к оптимальному решению.

Необходимо, чтобы наши специалисты, занятые разработкой углеводородных ресурсов, приобретали лучший международный опыт. Я хочу напомнить, что наше законодательство предусматривает защиту археологических памятников, заповедников, других охраняемых зон. Кроме того, Туркменистан присоединился сегодня к ряду международных конвенций, подписав и ратифицировав которые, он принял на себя ряд обязательств и обязан их строго придерживаться.

Например, на Каспии у нас имеются уникальные водно-болотные угодья мирового значения. Там проходит зимовка птиц из многих стран мира, около полутора миллиона птиц зимуют на пролете. Эти земли включены в список Рамсарской конвенции и подлежат защите. Мы должны сохранить эти уникальные природные богатства. Опыт показывает, что при разработке ОВОС или предварительных экологических исследованиях ландшафта или климата, почв, растительного покрова, животного мира иностранные эксперты отводят достаточное время на доработку проекта. При строительстве объектов обычно отводится от одного до трех месяцев в зависимости от сложности. И еще. В Великобритании, например, в разработке проектов участвуют неправительственные организации, например, Королевское общество по защите птиц, насчитывающее более миллиона человек, Союз фермеров, религиозные организации, местные - по защите природы, в некоторых случаях экологическая организация Гринпис. Это интересный опыт, который, возможно, не мешает перенять и нам.

Наше министерство является надведомственным органом над всеми другими министерствами и организациями в вопросах природопользования и охраны окружающей среды. Мы проводим отраслевую экспертизу и предоставляем информацию в Компетентный орган по использованию углеводородных ресурсов при Президенте Туркменистана. По заключению Министерства природопользования и охраны окружающей среды проект может быть отклонен, как не соответствующий экологическим требованиям или отправлен на доработку. Мы закрывали, например, Геоктепинскую текстильную фабрику. Компании пришлось выполнить наши требования, но она понесла убытки.

В отношении ОВОС, я считаю, что она проводится в Туркменистане более детально, чем на Западе. Это вызвано хрупкостью наших экосистем. Территория Туркменистана находится в аридной экстремальной зоне, и мы обязаны крайне осторожно подходить к вмешательству человека в природные прцессы. Это особенно касается Каспия. Поэтому мы будем продолжать работу в этом отношении.

Фарид Тухбатуллин - сопредседатель Ташаузского экологического клуба:

- Наш клуб был зарегистрирован в числе первых общественных организаций Туркменистана в 1992 году. Мы занимаемся экологическим просвещением населения, в частности, экологическим просвещением детей. При клубе есть детская группа "Юные Гепарды". Очень активные ребята, они выпускают свой бюллетень, где публикуют наблюдения, размышления, итого сделанного…

Мы выбрали это направление работы потому, что Ташаузская область находится в зоне Аральского кризиса. Что же касается моего участия в семинаре, то я почерпнул массу интересной информации, над которой еще буду работать. Мне вообще импонирует, что западные компании очень серьезно прислушиваются к мнению общественных организаций. И если мы окажемся полезны для каких-то компаний, то всегда рады сотрудничать в сфере экологии.

Я познакомился на семинаре с опытом зарубежных компаний и думаю, что он очень актуален для Туркменистана. Наше государство богато природными ресурсами, и в ближайшем будущем газопроводов и нефтепроводов у нас будет очень много. Так же уверен и в том, что со временем они будут проектироваться не только зарубежными нефтяными компаниями и корпорациями, но и наши собственные туркменские компании также включатся в эту работу. Мы, как общественная организация, не хотели бы отставать от процессов строительства нового государства и смогли бы участвовать в качестве консультантов.

Я благодарен TACIS за приглашение на семинар. На первой национальной конференции по экологии Туркменистана, спонсором которой также являлся TACIS, наши общественные организации - экологические клубы - впервые в истории страны вместе с правительственными структурами участвовали в мероприятии столь высокого уровня. Мы рады этому обстоятельству. У нас имеется большой объем информации, в частности, благодаря наличию электронной почты. К тому же, наши специалисты - биологи, орнитологи, сотрудники заповедников - могли бы дать практические рекомендации, которые уберегли бы природу от вредных воздействий. Ташаузский клуб сегодня является участником трех международных неправительственных организаций: Социально-экологического союза (со штаб-квартирой в Москве), в который входят не только страны СНГ, но и дальнего зарубежья: Германии, Америки, многих других. Вторая организация "Биостан". Ее учредителями являются Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан. Мы поддерживаем всяческие контакты, встречаемся.
Сейчас создана новая Ассоциация неправительственных организаций бассейна Аральского моря: Каракалпакстан, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан - практически все страны, которые находятся в зоне Аральского кризиса. Думаю, общими усилиями сможем решать многие сложные задачи.

Гаипов Б.Н. - директор Национального института сейсмологии:

- Наш институт представляет Национальный комитет архитектурно-строительного контроля, который является органом, утверждающим нормативные документы в области строительного контроля. Это единственное научное головное в сфере разработки строительных норм. Наши основные партнеры на сегодня - Министерство природопользования и охраны окружающей среды и Главгосэкспертиза.

В последние годы в Туркменистане принят ряд законов, в частности, Закон о недрах, где говорится о сейсмической опасности разработки недр, Закон о градостроительстве, который фактически формирует политику градостроительства в Туркменистане. А оно невозможно в наших условиях без заключений ученых-сейсмологов. Существует также ряд подзаконных актов, определяющих правила ведения строительства. Сейчас в нашем институте мы разработали проект Строительного кодекса Туркменистана, который находится на рассмотрении Кабинета Министров. Сегодня около двадцати крупных компаний, строящих объекты особой важности и контролируемых Президентом Туркменистана, также предоставили свою документацию для изучения. Мы владеем богатым банком сейсмической информации, поскольку сейсмическая служба в Туркменистане существует довольно давно, около ста лет ведутся наблюдения на территории нашего государства. Мы ведем мониторинг в областях, по которым пролегают трубопроводы. Обычно это зоны высокой сейсмичности. Также сотрудники нашего института разработали новую карту. Прежняя, которая создавалась в бытность Советского Союза, имела существенный недостаток. Дело в том, что Госстрой СССР диктовал довольно жесткие условия, изменения на существовавшей тогда карте даже на один балл приводили к тому, что требовались большие капиталовложения. Но если вы посмотрите на старую карту, вы не увидите на ней, например, землетрясения в Газли, которое по сути и опровергло ее…

Наш институт имеет два геодинамических полигона, которые держат на контроле уровень сейсмической опасности столицы.

Результаты многолетних анализов и наблюдений показали, что процессы подготовки землетрясений и выбора скважин тесно взаимосвязаны, так как изменению подлежат не только физико-химические свойства почв, но и пластовые давления, которые провоцируют землетрясения (достаточно вспомнить Кумдаг, Газли, месторождение Бурун).

При всем при этом с нефтяными компаниями нас пока сегодня связывают только строительные нормы. Думаю, в будущем наше сотрудничество будет более тесным. Считаю, что проведение подобных семинаров целесообразно продолжить.

С. МАМЕДОВА
"Нейтральный Туркменистан", 14 ноября 1998г.

 
© , , Дашогуз-Ашхабад, Туркменистан, 2003 :: http://dec.ngo-tm.org