"Курсом демократизации"

Около года назад, когда руководство Туркменистана взяло на себя обязательства перед мировым сообществом в области защиты прав человека и демократизации общества, многие зарубежные средства массовой информации оценили это как сенсацию. Ведь неискушенному обывателю Туркменистан представлялся чуть ли не тоталитарным государством (однопартийная система, безальтеративные выборы и т.п.). И только те, кто глубже знаком с ситуацией в стране, с ментальностью ее населения, знали, что ничего сверхъестественного не произошло, что это лишь логическое продолжение на пути становления молодого государства, пусть медленно, но зато спокойно и без потрясений выстраивающего основы демократии. В реализации этих планов действенную помощь руководству страны должны оказать прежде всего представители так называемого третьего сектора - неправительственные некоммерческие организации, которые у нас традиционно называются общественными объединениями. Первым и вторым секторами, как известно, считаются соответственно государственные организации и частный бизнес.

В развитых демократических странах неправительственные организации (НПО) являются важнейшей составляющей гражданского общества, утверждающей идеи демократии, гуманизма и милосердия. В большинстве стран мира НПО являются эффективной формой защиты интересов и удовлетворения разнообрзных потребностей граждан и общества. Многочисленные самодеятельные группы уже давно и успешно занимаются экологическим образованием населения, обеспечением женского равноправия, сохранением национальных традиций и культуры, правовым воспитанием, профилактикой алкоголизма и наркомании, защитой интересов потребителей и т.д. Трудно назвать те сферы, где бы не было представителей НПО. Понятно, что никакое правительство ни в одной стране не может, да и не должно заниматься всеми возникающими перед обществом проблемами. Поэтому во многих странах правительства просто создают благоприятные условия для деятельности общественных организаций: принимаются соответствующие законодательные акты, предоставляются налоговые льготы, а также льготы спонсорам, которые оказывают финансовую помощь НПО. В свою очередь,общественные организации берут на себя решение конкретных проблем на местном уровне. Таким образом получается взаимовыгодное сотрудничество государства и общественных организаций.

В Туркменистане также действуют ряд НПО, в основном экологического и образовательного направлений. Одним из наиболее известных среди них является Ташаузский Экологический Клуб. Клуб входит в авторитетные международные ассоциации и активно сотрудничает с коллегами из других регионов и с различными фондами. В частности, при поддержке этих фондов в Ташаузе была организована общественная библиотека, где каждый желающий может прочитать не только туркменскую периодику, но и издания стран ближнего и дальнего зарубежья. А в канун международного дня прав человека и годовщины нейтралитета Туркменистана Клубом была издана и бесплатно распостраняется "Всемирная декларация прав человека" на туркменском языке. Эта акция является одним из примеров поддержки решений руководства страны силами НПО, что лишний раз доказывает необходимость и взаимовыгодность сотрудничества государственных и общественных организаций.

В ноябре 1995 года представители некоторых НПО были приглашены в Иссык-Куль, на международную конференцию "НПО и Закон в Центральной Азии", где организаторы - Американский юридический консорциум и Каунтерпарт консорциум - организовали встречу представителей правительственных структур и общественных обьединений. Кроме общественников, от каждой страны участвовали депутаты законодательных структур и министерств юстиции.

На этой конференции представители законодательной власти согласились с тем, что "Закон об общественных оргнизациях", действующий в Туркменистане, требует некоторых дополнений. В частности, в Законе отсутствует понятие о грантах - финансовой помощи,выделяемой различными фондами под конкретные проекты. В демократических государствах гранты являются основным источником обеспечения деятельности НПО, и обычно не только сам грант, но и вся основная деятельность НПО освобождается от налогов.

Кроме улучшения данного закона, существуют проблемы с регистрацией вновь создаваемых НПО, что не просто сдерживает рост численности общественных организаций, но и неразумно ограничивает творческую инициатив населения. В качестве примера можно привести ситуцию с Ашхабадским экологическим клубом "Катена". Клуб создан и успешно работает уже несколько лет, принося немалую пользу людям и повышая в целом престиж Туркменистана. Эксперты упомянутого выше Американского Юридического Консорциума признали "Катену" одной из лучших общественных организаций Центральной Азии. В то же время Клуб, несмотря на многочисленные обращения в соответсвующие инстанции, до сих пор не имеет юридической регистрации, и лишь недавно дело сдвинулось с мертвой точки. Справедливости ради надо сказать, что большинство иностранных фондов не требуют, чтобы НПО являлось юридическим лицом; для них важнее видеть ту пользу, которую приносит организация для своего региона. В целом же по по количеству зарегистрированных НПО можно судить об уровне демократии в стране.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время все эти проблемы будут решены. Однако все усилия руководства страны и малочисленных активистов в этом направлении могут оказаться малоэффективными, если сами люди, помимо общей поддержки курса правительства, не проявят должной инициативы на местах. Ведь само слово "Демократия" означает народовластие, т.е. истинная демократия может возникнуть только при высокой гражданской активности населения, координируемой НПО, и поддержки этой активности со стороны государства.

Фарид Тухбатуллин, сопредседатель
Ташаузского Экологического Клуба
"Нейтральный Туркменистан" 4 февраля 1997г.

 
© , , Дашогуз-Ашхабад, Туркменистан, 2003 :: http://dec.ngo-tm.org