Окно в природу

ПО СЛЕДАМ КАРАКУРТА

В прошлом году в окрестностях г.Туркменбаши наблюдалась вспышка численности каракурта - самого ядовитого паука фауны Центральной Азии, и об этом сообщала "Суббота". Та заметка вызвала немало откликов, которые оказывают, что интерес к живой природе у людей сохраняется, несмотря на трудности переходного периода.

Прежде всего можем сообщить, что прогноз о снижении численности каракурта в 1994 году полностью оправдался. Проведенные учеты показали, что пауков почти не осталось в районе нефтебазы,и только на заповедном побережьи их и сейчас достаточно много,хотя и меньше раз в пять-десять, чем летом 1993-го. Причина вполне естественная - резко размножились природные враги каракурта, особенно наездники-яйцееды, которые уничтожили 95 процентов кладок каракурта. Интересно, что два других массовых вида паука - южнорусский тарантул и аргиопа - сохранили свою численность. Это говорит о том, что их высокая численность в 1993 году была обычной для этих видов в данном месте, и ожидать резкого снижения или роста не следует.
Одновременно каракурты расселились на обширной территории в соответствии с весенней розой ветров. Их можно встретить на чинке Красноводского плато и даже в городе.

Во времена так называемой "мичуринской биологии", когда любили действовать по принципу бесцеремонного вмешательства в природу, подобные вспышки каракуртов подавлялись с помощью мощных ядохимикатов типа ДДТ или гексахлорана. Можно легко предсказать,к чему бы это привело в случае применения против красноводской популяции каракурта. Конечно, каракурты и другие пауки почти исчезли бы - они очень чувствительны к подобным ядам. Но не стало бы также и всех других членистоногих. Перестали бы гнездиться
мелкие птицы - жаворонки, каменки, погибли бы от голода ящерицы и некоторые змеи. Эфемеровые растения, которые опыляются насекомыми, не дали бы семян, и их место заняли бы другие виды, с невзрачными цветами. Так что даже внешне местность приобрела бы другой вид. Природное равновесие было бы нарушено на многие годы, и скорее всего привело бы однажды к массовому размножению того же каракурта, из-за которого и затевалось все дело.

Но и это не все - ядохимикаты просочились бы в море, начали накапливаться в водных растениях, рыбе и дичи и вернулись бы на стол к людям в концентрации большей, чем в воде и почве. И это не фантазия - так и было в недавнем прошлом, и кто знает, может быть, прошлогоднее размножение каракуртов - это отдаленное эхо каких-нибудь обработок.

Некоторые читатели спрашивают: может ли каракурт поселиться в доме? Да, такие случаи возможны, хотя обычно в домах и возле домов поселяется похожий на каракурта вид - литифантес. Он отличается от каракурта гораздо меньшими размерами. У взрослых самок верхняя передняя часть брюшка яркого оранжевого или желтого цвета, а вот молодые паучки почти не отличимы для неспециалиста. Литифантес тоже ядовит и кусается в точности тех же случаях, что и каракурт, но количество яда, которое он вводит, может вызвать только местную терпимую боль и покраснение. В общем, литифантес - это пародия на настоящего каракурта, и нет оснований его бояться.

Для каракурта человеческое жилье редко бывает подходящим. Самка строит логово в таком месте, где, во-первых, было бы достаточно корма (жуков, кобылок) и тепла, а во-вторых, где ее могли бы найти самцы. В современной квартире каракурт обречен быть голодным и холостым, если его специально не подкармливать и не знакомить с другим особями. Во время учебы в Уральском университете я однажды привез из Узбекистана выводок каракуртят, и некоторые мои однокурсники, которым паучата понравились, смогли вырастить взрослых пауков в простых стеклянных банках, используя в качестве корма тараканов - их в общежитии было достаточно.
В заключение могу только повторить - каракурт создан эволюцией не для того, чтобы кусать и пугать людей. Он не враг человека и не заслуживает враждебного отношения к себе.

А.Затока,
герпетолог
Голос Туркменбаши, 17 ноября 1994г.

 
© , , Дашогуз-Ашхабад, Туркменистан, 2003 :: http://dec.ngo-tm.org