Окно в природу

ОТДЫХАЙТЕ СО ЗМЕЯМИ!

В чем-чем, а в змеях город Туркменбаши дефицита не испытывает. Змеи буквально кишат в прибрежной полосе воды и на берегу, греются кучами до полутора десятков на каждом кустике, погруженном в воду, а осенью набиваются на зимовку в подвалы домов, стоящих недалеко от воды. Однако все это обилие представлено единственным видом - водяным ужом (сув йылан).

Как видно из названия, вся жизнь водяного ужа связана с водой. На туркменском побережье Хазара особо благоприятные условия для ужей - теплые мелководные заливы, масса корма и убежищ и сравнительно невысо-
кая плотность человеческих поселений. Эта змея прекрасно плавает и ныряет, оставаясь под водой по несколько десятков минут. В воде уж проводит большую (и, видимо, лучшую) часть своей жизни, там же скрывается при опасности. Однако, в отличие от настоящих морских змей, уж хорошо передвигается по суше, откладывет там же яйца и зимует. Так что берег для водяного ужа так же важен, как и вода.

Основной корм ужа - рыба, иногда лягушки и совсем редко грызуны. Несмотря на то, что ужи в сумме съедают довольно приличную массу рыбы, их воздействие на рыбные запасы можно считать положительным, поскольку
в первую очередь в змеиные зубы попадаются рыбы хилые и ослабленные от болезней. Только в рыборазводных прудах уж может быть нежелательным санитаром. Как и другие змеи, добычу уж глотает целиком, причем часто для того, чтобы справиться с рыбиной, он вылезает на сушу. Иногда роль суши играет плывущее бревно, а иногда - и рыбачья лодка, "к радости" сидящих в ней рыбаков.

Сам водяной уж служит пищей для крупных хищных рыб, птиц и зверей. Таким образом, хотя он и никак не может быть отнесен к редким видам, но заслуживает всемерной охраны как важный компонент экосистем и фактор природного равновесия.

Для человека водяной уж безвреден - не только не имеет ядовитых зубов, но и вообще не кусается. Впрочем, один способ защиты у него есть - вонючая жидкость, выбрасываемая из клоаки. Помогает это слабо, и поэтому ужа можно считать совершенно беззащитным и полностью зависящим от милости человека.

Люди, постоянно живущие на Каспийском побережьи и встречающие водяных змей каждый день, относятся к ним без паники. Однако даже такая безобидная тварь сумела обрасти легендами.

Во-первых, людская молва придумала каких-то особых "шахматных" ужей, которые якобы страшнее обычных. На самом деле большинство ужей имеют окраску в виде перемежающихся светлых и темных пятен, иногда очень контрастных. Никакой особой кусачести или даже вонючести это ужам не придает.

Затем, имеются опасения, что в компанию ужей могут затесаться какие-нибудь ядовитые змеи, например, "водяные гадюки". Я специально просмотрел и перещупал несколько сотен змей на притопленных кустах и
корягах вблизи Уфры и никого, кроме ужей, не обнаружил. А "водяная гадюка", к сожалению, является мифом от начала до конца.

Из ядовитых змей в этом же районе довольно обычна эфа (1-3 особи на километр маршрута), но она обитает на каменистых склонах с более-менее сохранившейся растительностью и обилием кобылок и грызунов. К воде эфа близко не подходит, потому что делать там ей нечего - соленую воду не пьет, рыбу не ест и обходится без купания. По окраске эфа резко отличается от ужа - крупные коричневые пятна на светло-желтом фоне. При встрече эфа издает резкий звук, похожий на вскипание воды на раскаленной сковородке, и старается быстро-быстро забиться в ближайшую нору. Плавать эфа в принципе умеет, но нырять при опасности в воду не станет никогда. На Авазинских пляжах встретить эфу крайне маловероятно, в заповеднике на скалах - запросто, но не в компании ужей.

Из других змей могут встретиться вездесущая стрела-змея и поперечно-полосатый полоз. Оба вида специализируются на добывании ящериц, только стрелка ловит их на открытых местах, а полоз часто забирается в глинобитные дома в поисках гекконов. Вода их также не интересует.

Таким образом, всем желающим искупаться в Каспийском море я могу пожелать приятного отдыха. Только, пожалуйста, будьте терпимее к водяным змеям - все-таки это достопримечательность Хазара, которой мы
вполне можем гордиться.

А.Затока, герпетолог
Голос Туркменбаши, 12 ноября 1994

 
© , , Дашогуз-Ашхабад, Туркменистан, 2003 :: http://dec.ngo-tm.org