Собкор в командировке

Природу защитит человек

Газета уже сообшала о том, что кобкор Е.Мятиева побывала в США. Она принимала участие в Международной экологической конференции. Первые ее заметки, посвященные Аралу, газета опубликовала 4 июля. Предлагаем вниманию читателей очередную корреспонденцию, посвященную задачам и деятельности Тихоокеанского центра окружающей среды и ресурсов.

Форт Кронкайт на Морском Мысе - так называется местечко, где я сейчас нахожусь и откуда передаю этот материал. Здесь, в одном из полутора десятков двухэтажных зданий, построенных на самом берегу Тихого океана, располагается штаб-квартира Тихоокеанского Центра окружающей среды и ресурсов и работающего под его крышей пригласившего нас сюда Аральского Международного Комитета.

Место это удивительное, заповедное, принадлежащее Службе Национального парка в Сан-Франциско. Здесь всегда кто-то отдыхает, любуется на безбрежный океан, проплывающие вдали большие и не очень большие океанские лайнеры и яхты, на резвящихся чаек, а смельчаки и любители серфинга испытывают себя на крутой волне. Но среди этой красоты, рядом с этим природным благополучием работают люди, занимаясь серьезными проблемами окружающей среды во всем мире. Наприример, Тихоокеанский Центр окружающей среды и ресурсов, или сокращенно с английского PERC, арендует здесь два здания. В одном из них располагается и Международный Аральский Комитет.

С президентом PERC мистером Армином Розенкранцем - юристом и ученым, специализирующимся в международной сравнительной политике и юриспруденции, чей профессиональный интерес в данный момент сфокусирован на проблеме уничтожения сибирской тайги, мне довелось поговорить. Мистер Розенкранц является автором и соавтором ряда научных работ, посвященных проблемам окружающей среды, он также преподает в Берклинском университете штата Калифорния.Отвечая на мой вопрос о том, какими конкретно проблемами занимается Центр, президент ответил:

- PERC - это бесприбыльная исследовательская, образовательная и защитная организация, цель которой - улучшение окружающей среды. Своей деятельностью PERC способствует поддержанию развития окружающей среды и ресурсов по всему миру, но особенно в государствах Тихоокеанского бассейна. Это неправительственная организация, текущим источником поддержки которой являются различные фонды, в том числе и такие известные, как Фонд Джона и Кэтрин Макартуров, Фонд Элтона Джона и многих других.
В данный момент у Центра 4 основные программы: защита сибирской тайги и сибирского тигра, который незаконно истребляется из-за ценной шкуры; программа "Тюменская вахта" - деятельность развернута в бассейне реки Тюмень; образовательная программа по глобальным проблемам окружающей среды; программа по изучению природоохранного законодательства.

Меня заинтересовала образовательная программа, и Армин Розенкранц охотно рассказал о ней. Оказывается, в начальных и средних школах детей и подростков в возрасте 10-18 лет обеспечивают необходимыми знаниями и обучают практическим навыкам с тем, чтобы те умели исследовать, оценивать проблемы окружающей среды, выносить обоснованные решения и в дальнейшей жизни действовать как ответственные с точки зрения отношения к природе граждане.

В том, как детей здесь с малых лет приучают бережно относиться к природе, мы смогли убедиться, побывав вчера в Академии наук в Сан-Франциско. Надо было видеть, как вестибюль этого серьезнейшего заведения, в котором должны, по нашим понятиям, царствовать лишь тишина и научная чопорность, кишмя кишел ребятишками 8-12-летнего возраста. Их разбирали небольшими группками в пять-шесть человек сотрудники Академии, многие из которых, как нам пояснили, доценты со степенями, и уводили их по разным направлениям. Ихтиология, палеонтология, орнитология и другие разделы наук оказались для ребят более понятными в этот день. В довершение экскурсии они посетили аквариум Академии и дельфинарий, смогли полюбоваться многочисленными видами океанских рыб, понаблюдать за удивительными животными дельфинами.
Поразила доступность этого учреждения, где, конечно же, соблюдался определенный порядок, но и вместе с тем допускалась необходимая детям свобода, учитывался их интерес, возраст. Подумалось с немалой долей зависти: американцы могут быть спокойны как за будущее поколение своих граждан, так и за состояние окружающей среды. У них в этом плане все в порядке...

Но вернемся в PERC. Как же Центр привлекает к участию в свой деятельности граждан? Как и чем они ему помогают? PERC заказывает яркие броские проспекты и буклеты, где доходчиво рассказывает и иллюстрирует свою деятельность. Здесь же можно прочитать такой, например, призыв: "Что ты можешь сделать для спасения сибирской тайги? Твой взнос в программу поможет нам непосредственно поддержать сибирских природоохранников через пожертвования, а также обеспечением их необходимой экипировкой." И далее: "Взнос в 50 долларов станет месячным окладом для одного российского ученого; 100 долларов помогут оплатить коммуникационные расходы одной сибирской организации в течение целого года; пожертвование 500 долларов сможет оплатить издание 10000 экземпляров местной природоохранной газеты. Сообщи свое имя, адрес, возраст и назови ту программу, в разработку которой ты бы хотел внести свою лепту".

И люди вносят. Суммы различные: от 15 долларов от учащихся колледжей до 500 от спонсоров и 1000 и более долларов от так называемых патронов. Нам ближе слово покровители и меценаты, что, впрочем, сути не меняет. Здесь этих людей немало и они с готовностью вносят средства в такие организации, как PERC, и другие, о которых я еще расскажу. Мне же хочется сейчас отсюда, с берега Тихого океана, с далекого американского континента, докричаться до наших меценатов: "Ау! Где вы, люди?! Давайте помогать природе, а значит, друг другу и самим себе."

Елена Мятиева,
Сан-Франциско, Калифорния
"Туркменская искра", 2 августа 1994г.

 
© , , Дашогуз-Ашхабад, Туркменистан, 2003 :: http://dec.ngo-tm.org